Главная Ученику

Рекомендации к написанию рефератов

Реферат — достаточно сложный и важный вид учебно-научной работы. Он позволяет проверить у учащихся сформированность таких умений, как:

·  находить и четко формулировать тему предстоящего реферата, определять ее границы;

·  выявлять цели и задачи исследования;

·  вдумчиво читать и анализировать тексты-первоисточники, определять их тему, проблематику, основную мысль;

·  выделять в них главную и второстепенную информацию;

·  оценивать информацию исходных текстов с точки зрения ее важности для составления реферата;

·  сопоставлять разные точки зрения на проблему и оценивать их с точки зрения значимости, перспективности;

·  отбирать и систематизировать нужный материал;

·  определять последовательность его изложения, составлять план текста;

·  представлять информацию исходных текстов в сжатом виде, осуществляя смысловую и языковую компрессию текста;

·  создавать на базе первичных новый вторичный текст в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию;

·  реализовывать новый текст в определенном стиле (научном), типе речи (в основном это рассуждение) и языковой форме;

·  делать выводы из прочитанного, обобщать факты.

Все эти умения являются универсальными коммуникативно-речевыми умениями, лежащими в основе построения многих речевых высказываний, поэтому в школе уделяют большое внимание их формированию, начиная с первых и кончая выпускными классами, причем не только на уроках русского языка и литературы, но и в процессе изучения почти всех учебных предметов.

Анализ школьных экзаменационных рефератов по русскому языку и литературе, произведенный нами в этом году, позволил вычленить следующие типовые недочеты, характерные для большинства работ.

Нарушение жанровой определенности реферата, так называемой чистоты жанра.

К этому типу недочетов можно отнести подмену реферата конспектом, когда учащиеся почти дословно списывают большие куски из исходных текстов, не пытаясь осуществить их смысловую и языковую переработку с точки зрения логики нового текста, то есть своего будущего реферата, а также с позиции нового автора (то есть себя). Такое механическое копирование свидетельствует о том, что учащиеся недостаточно свободно владеют материалом, а также не имеют своего видения (концепции) будущего текста.

Информативная недостаточность.

Возникает в результате недостаточной продуманности в деталях всех аспектов темы и проблемы, эскизности первичного замысла, поверхностного знания фактического материала, а также в силу небольшого количества использованных первоисточников.

Информативная избыточность.

Наличие в рефератах таких содержательных «кусков», которые не соответствуют теме и проблематике текста или недостаточно актуальны для раскрытия замысла. Информативная избыточность обусловлена, на наш взгляд, расплывчатостью самой мысли, неумением выделять главное в исходных текстах, а также неспособностью компактно выразить основную идею с помощью точных речевых формул.

Неумелая формулировка темы реферата, нечеткое определение ее границ.

Учащиеся выбирают или слишком широкие темы (например «Творчество Н.А. Некрасова»), или слишком узкие (например «Тематическая группа еды в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин"»).
Наблюдения показывают, что темы школьных экзаменационных рефератов чаще всего «описательные», нацеленные на репродуктивное, пассивное списывание, а не на решение актуальных проблем. На наш взгляд, тема экзаменационного реферата должна содержать в себе какую-либо проблему, противоречие, которое дети должны разрешить. Желательно, чтобы эти проблемы были связаны с современной жизнью нашего общества, образования, языка.

Слабость вступительной части.

Здесь можно отметить недоработки трех видов:

· введение неоправданно краткое, неинформативное, зачастую формальное. В нем, как правило, отсутствуют обоснование выбора темы или круга проблем, которые предстоит решить автору, постановка цели и задач реферата;

· избыточное по объему и содержанию введение, в которое часто включают элементы основной части, например историю вопроса;

· «дефективное» введение, для которого характерно сочетание избыточности в одних местах и «ущербности» в других.

Слабость заключительной части.

Проявляется в недочетах следующего вида:

· отсутствие заключения;

· формальное заключение, для которого характерно отсутствие обобщения и синтеза предшествующей информации.

Неправильное структурирование текста.

Некоторые ученики пишут реферат «сплошным текстом», отчего он кажется размытым и трудным для восприятия. Большинство детей делят текст на структурные части, но при этом допускают нарушения, связанные или с гипертрофией, или с редукцией компонентов текста. При гипертрофированном подходе реферат делится на неоправданно большие параграфы, абзацы, что отражает синкретизм мышления, недостаточную расчлененность мысли. При редуцированном подходе дети, видимо, для значительности выделяют чуть не каждое предложение в абзац, а абзац — в параграф, смещая необходимые логические акценты и раздражая читателей дроблением мысли.

Недостаточная связность частей текста.

Этот недочет особенно характерен для предложений или частей текста, расположенных дистантно, на расстоянии друг от друга. Что касается смежных предложений или частей текста, то связь между ними существует, но языковые «сцепы» или слишком однообразны, или недостаточно точны, что также требует соответствующих исправлений.

Иностилевые вкрапления, превышающие допустимую норму.

К ним можно отнести использование в рефератах таких разговорных и публицистических средств языка, как эмоциональные и субъективно-оценочные слова, метафоры, образные сравнения, риторические вопросы и восклицания, инверсии, повторы и другие средства.

Речевая избыточность.

Связана с неумением осуществлять языковое сжатие текста, находить экономные лексические и синтаксические способы выражения мысли.

Незнание и неумелое пользование языковыми клише, характерными для научного стиля.

Небрежность в оформлении.

Низкая культура цитирования, составления плана, списка использованной литературы и др.

Указанные недочеты позволили нам вычленить основные направления работы над рефератом. На наш взгляд, к ним относятся следующие:

·  ознакомление учащихся с рефератом как жанром научной литературы, его отличительными признаками;

·  обучение четкой формулировке темы, определению ее границ, всех аспектов содержания, входящего в нее; сообщение требований к теме;

·  обучение выявлению и формулированию целей и задач реферата;

·  формирование умений осмысленно читать и анализировать тексты-первоисточники, определять их тему и проблематику, выделять главную и второстепенную информацию, опорные слова и ключевые предложения, составлять план текста и т.д.;

·  ознакомление учащихся со способами сжатия текста;

·  формирование умения создавать на основе первичных текстов новый вторичный текст, удовлетворяющий всем признакам текста;

·  ознакомление учащихся со структурными особенностями реферата, спецификой его введения, заключения, основной части; с делением текста на параграфы и абзацы, их оптимальным соотношением;

·  актуализация сведений учащихся об известных им способах и средствах связи предложений и частей текста;

·  повторение и углубление сведений о научном стиле;

·  обогащение речи учащихся языковыми клише, характерными для научного стиля;

·  Ознакомление учащихся со спецификой оформления реферата.

Кратко охарактеризуем содержание работы над каждым направлением.

1. На первом этапе работы надо познакомить учащихся со спецификой реферата как жанра, дать его научное определение. Анализ различных словарей выявил единообразие в трактовке данного понятия учеными, однако наиболее полным является определение, данное в словаре «Педагогическое речеведение»: «Реферат — вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста» (Педагогическое речеведение: Словарь-справочник / Под ред. Т.А. Ладыженской. 1993). На него и нужно опираться при организации работы над данным речевым жанром в школе.

После ознакомления учащихся с понятием «реферат» надо сообщить им сведения о его отличительных признаках. К ним относятся следующие:

·  смысловая адекватность первоисточнику;

·  информативная полнота и точность изложения содержания при небольшом объеме полученного вторичного текста;

·  объективность в передаче содержания первоисточников;

·  стилевая однородность, а именно выдержанность в строго научном стиле;

·  определенная устойчивая структура;

·  особые языковые клише, характерные для реферата.

Обязательным элементом работы над рефератом мы считаем сопоставление его с конспектом. Это необходимо для того, чтобы предотвратить появление такой грубой стилистической и коммуникативно-речевой ошибки, как смешение жанров. А для этого есть все объективные предпосылки, поскольку реферат и конспект имеют много общего. Оба они относятся ко вторичным текстам, так как создаются на базе уже имеющихся первичных текстов. Оба они представляют собой сжатое изложение содержания первоисточника (одного или нескольких). В основе этих двух жанров лежат сходные операции — восприятие и анализ какого-либо текста и создание в ходе его смысловой переработки нового текста для решения определенных задач. Оба этих жанра реализуются в научном стиле речи.

Отметив общие моменты у реферата и конспекта, следует остановиться на их различиях.

Конспект, как правило, составляется для личного пользования, вследствие чего носит индивидуальный характер, отражает конкретные потребности составителя в той или иной информации. Поскольку конспекты не предназначены для публикации, они могут носить достаточно произвольный характер. Необязательным для конспекта являются такие признаки, как целостность и информационная полнота, связность и структурная упорядоченность. Автор конспекта может использовать только ему понятные значки, пометки, сокращения слов, рисунки-символы, графические обозначения, что недопустимо в других жанрах.

Реферат, в отличие от конспекта, создается для коллективного пользования, для всех желающих познакомиться с информацией. Научные рефераты обязательно публикуются. Это накладывает на составителей рефератов определенные обязательства. Так, реферат должен представлять собой предметно-логическое и стилевое единство, связное целое, он должен быть структурно упорядочен, завершен. В нем не допускаются сокращения, условные и графические обозначения, непонятные другим людям.

В отличие от конспекта, для реферата отбирается вся объективно ценная информация, а не только та, которая интересна автору. Реферат более полно излагает содержание работы, чем конспект. В нем не только перечисляются, но и подробно рассматриваются основные проблемы исходного текста, приводится система аргументации с примерами, пояснениями, иллюстрациями. Если описывается какое-то исследование, то непременно освещается методика его проведения, а также полученные результаты.

Реферат — более объективированный документ, чем конспект. Он должен быть абстрагирован от всего индивидуально-личностного, субъективно-оценочного. Его цель — дать полное объективное представление о характере освещаемой работы (или работ) в компактной, экономной форме.

2. Одной из острых проблем является выбор темы реферата. Часто этот выбор осуществляется учащимися стихийно, необдуманно. Конечно, дети имеют право самостоятельно выбрать тему реферата, но учитель не должен допускать в этом деле самотека. Далеко не во всех случаях ученик может объективно оценить глубину содержания и объем предстоящей работы над темой, ее соответствие своим интересам и возможностям, что может привести к значительным трудностям при подготовке реферата и даже к неудаче.

Чтобы предотвратить это, учитель должен сам разработать и предложить ученикам примерный список рекомендуемых тем. Эти темы желательно обсудить и утвердить на заседании МО учителей школы, а потом довести до сведения учащихся. Познакомить учащихся с темами желательно в начале учебного года, чтобы у них было достаточно времени изучить соответствующую литературу и написать реферат. Естественно, что, знакомя учащихся со списком тем, учитель должен оказать им помощь в выборе. Осуществляя индивидуальный подход, объективно оценивая возможности ученика, учитель в форме разъяснений, рекомендаций, советов помогает ему отчетливо представить характер, направление и содержание предстоящей работы, вызвать к ней интерес.

Какие темы можно выбрать учащимся 9 и 11 классов?

На наш взгляд, тема должна отвечать следующим требованиям.

Во-первых

Она должна быть актуальной, отражать злободневные проблемы современной науки, практики, соответствовать насущным запросам общества, отрасли образования, школы, а кроме того, вызывать интерес у детей.

Во-вторых

Тема должна быть содержательной, информативной и достаточно разработанной в науке, чтобы по ней можно было найти литературу.

В-третьих

Тема должна соответствовать познаниям детей, опираться на материал учебной программы и вместе с тем содержать элемент новизны, в какой-то степени выходить за рамки изученного, только тогда она сможет вызвать интерес у учеников, пробудить любознательность и пытливость.

Кроме того, тема должна быть проблемной, содержать какой-либо спорный момент, подразумевать столкновение разных точек зрения на одну проблему. Эта проблемность может быть отражена уже в самом названии реферата. Например: «Состояние русского языка на современном этапе развития общества; проблема его защиты»; «Современные заимствования из английского языка; проблемы их освоения».

Название реферата может и не включать в себя слово «проблема», но тем не менее проблемность должна подразумеваться. Например: «Лексические и фразеологические новации последних лет, их целесообразность».

Следующим требованием к теме является ее конкретность, суженность границ. Объемные темы требуют освещения многих вопросов, чего не в состоянии сделать ученик. Если выпускник предложил вам достаточно общую тему, попытайтесь сузить ее. Выбрав тему, надо подумать о ее формулировке. Название реферата должно быть ясным, четким, конкретным, не очень длинным и наукообразным. Оно должно отражать тему или проблему текста.

3. Реферат, как и любой текст, создается с определенной целью, которая формулируется во введении. Каждый ученик уже на этапе предтекстовой деятельности должен, хотя бы в общем виде, определиться с целью написания своей работы.

Какие цели могут ставиться в школьном реферате?

На наш взгляд, ими могут быть следующие:

·  изложить результаты научных исследований, посвященных проблеме ...

·  рассмотреть вопрос (содержание теории) ...

·  описать (осветить) состояние проблемы ...

·  обосновать (доказать) следующую точку зрения (концепцию, теорию, идею) ...

·  сопоставить разные точки зрения на ...

·  обобщить (что?) ...

·  представить точки зрения разных ученых на (что?) ...

4. При обучении учащихся составлению реферата нужно иметь в виду, что в основе его написания лежат навыки зрелого, эффективного чтения, хорошо развитые умения активно и осмысленно читать тексты и их анализировать, подвергать смысловой обработке, а именно выделять существенную и второстепенную информацию, членить текст на смысловые куски и определять связь между ними, находить опорные слова, словосочетания и предложения, группировать излагаемые факты, обобщать, критически осмысливать и оценивать информацию. Как показывает практика, далеко не все учащиеся владеют этими приемами на достаточном уровне, что мешает адекватному пониманию и правильной интерпретации текста и в конечном итоге — написанию реферата. В связи с этим правомерно поставить вопрос о необходимости долговременной систематической пропедевтической работы по развитию навыков эффективного чтения. В основе этой работы, на наш взгляд, должно находиться следующее:

·  обучение учащихся навыкам активного осмысленного чтения, вдумчивому анализу прочитанного;

·  обучение поиску в тексте существенной информации, выделению главного и второстепенного.

В первом случае перед учителем стоит задача обучить детей приемам анализа и осмысления текста, способствующим более глубокому проникновению в его содержание. Эти приемы могут реализоваться в системе следующих заданий ученикам.

На этапе общего знакомства с книгой.

1. Познакомьтесь с титульным листом.

·  Знакома ли вам фамилия автора, о чем она вам говорит? Какие произведения этого автора вам известны?

·  Проанализируйте заголовок, все ли слова в нем понятны? Определите по заголовку, о чем пойдет речь в тексте, вспомните все, что вы уже знаете на эту тему.

·  Обратите внимание на классификационную характеристику книги (учебник, учебное пособие, словарь-справочник, монография и т.д.), позволяющую определить ее назначение.

·  Обратите внимание на год издания книги. Если она выпущена в 1950-1960 годах, то надо иметь в виду, что приведенные в ней сведения могли устареть, тогда потребуется ознакомиться и с новой литературой по интересующему вас вопросу.

2. Прочитайте оглавление книги, ее аннотацию, если есть — предисловие и послесловие. Опираясь на них, представьте себе в общих чертах содержание книги, ее проблематику, главные положения работы. На основании этого оцените важность этой книги для разработки вашей темы.

На этапе чтения текста.

1. Обращайте внимание на все непонятное в тексте:

·  отмечайте непонятные слова и выражения, найдите их толкование в словарях или справочниках;

·  выявите непонятное в самом содержании текста. Подумайте, не станет ли текст понятным, если разобрать конкретные примеры.

2. Ведите диалог с автором текста:

·  по ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о дальнейшем его содержании;

·  проверяйте верность своих предположений в процессе чтения;

·  спорьте с автором, выдвигайте свои контрдоводы.

3. Выделяйте в тексте главное, существенное. Подчеркивайте важную информацию, делайте выписки основных идей, положений. Обращайте внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом, так как именно они выражают ключевые понятия и мысли.

4. Читая текст по абзацам, особое внимание обращайте на первые фразы каждого абзаца, так как именно они выражают обобщающие, «узловые» суждения автора, к которым потом «привязываются» все другие мысли, входящие в этот абзац.

После прочтения текста.

·  Постарайтесь сформулировать главную мысль текста, его основные положения (тезисы), выявить его проблематику, способы решения этих проблем.

·  Прочитайте повторно трудные для вас части текста, проверьте правильность их понимания, обращаясь за советом к взрослым, учителю.

·  Выработайте собственное отношение к предмету речи, продумайте систему аргументации своей точки зрения.

·  Постарайтесь соотнести прочитанное с другой информацией по этой теме, определить линии их пересечения.

·  Обобщая полученные сведения, сформулируйте собственные выводы на основе прочитанного.

Одним из основных этапов реферирования книг (статей) является выделение главной, самой существенной информации текста.

Обучение учащихся этому важному умению следует начать, на наш взгляд, с небольшой справки о том, что такое главная и второстепенная информация.

Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса. К ней относятся определения научных понятий, формулировки законов, правил, перечисление принципов, основные мысли, положения, утверждения автора, его выводы, классификация явлений, фактов.

Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных отрывков из произведений художественной литературы.

После этого небольшого пояснения о видах информации учитель должен научить детей находить в тексте самое главное, в частности познакомить их с «сильными позициями» текста, где чаще всего фокусируются главные мысли автора.

Такими «сильными позициями» в учебно-научном тексте являются:

·  заголовок,

·  зачин (введение),

·  концовка (заключение).

На уровне абзаца (ССЦ) наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, то есть основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. На уровне предложения более информативной является, как правило, вторая его часть, то есть предикат, который отражает новое.

Главная информация в тексте отражается не только позиционно, но и графически (курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и другими способами).

Как следует поступать ученику с главной и второстепенной информацией в процессе реферирования?

Главную информацию он должен воспроизвести в реферате полностью, без каких-либо существенных сокращений, в буквальном смысле дословно. Второстепенная же информация должна быть подвергнута смысловой переработке и сжатию.

5. Какие способы сжатия текста известны в науке?

Их три:

·  Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.
Объектом исключения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись. Возможность сокращения языковой формы изложения без компрессии его содержания основана на явлении избыточности речи. Дело в том, что мы используем слов больше, чем необходимо для выражения определенной мысли. Например, в предложении: «Слова-термины могут употребляться в любом стиле: разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле» — избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание «в любом стиле», а именно «в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном». Уберем их. Смысл предложения не изменится. Оно только выиграет за счет своего сжатия. Уместным будет также исключение последнего слова «стиле», так как в результате сокращения предложения возник повтор близлежащих словоформ «стиле».

·  Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов.
В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

·  Сочетание исключения и обобщения. Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей текста.

6. После отбора необходимой информации, ее обобщения и систематизации перед учеником встает проблема создания текста реферата. Этот текст должен быть не сшивкой фраз из первоисточников, не дословным копированием исходных материалов, а новым, вторичным текстом, созданным в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному речевому высказыванию. Какие признаки должны быть ему присущи? К ним можно отнести следующие:

·  содержательно-тематическое единство;

·  подчиненность всех предложений реализации одной цели, идеи, основной мысли;

·  связность;

·  структурная упорядоченность;

·  завершенность (смысловая и композиционная);

·  стилевая целостность.

Все эти признаки текста должны быть задолго до написания реферата известны учащимся. На этапе подготовки к экзамену их необходимо только актуализировать в памяти детей.

7. На консультационных занятиях, предшествующих написанию реферата, желательно познакомить учащихся со спецификой построения реферата, особенностями его композиции. Об этом нами уже писалось в статье «Школьный экзаменационный реферат с позиций жанра» (см.: Русский язык: Приложение к газете «Первое сентября». 1999. № 31. Август).

8. Поскольку в школьных рефератах наиболее частым речевым недочетом является слабая связанность предложений и частей текста, необходимо повторить с детьми различные способы связи (лексические, морфологические и синтаксические).

К лексическим средствам связи относят:

·  повтор ключевых слов;

·  однокоренные слова;

·  синонимы, антонимы.

К морфологическим средствам связи принадлежат:

·  местоимения (особенно личные и указательные);

·  союзы (сочинительные и подчинительные);

·  частицы;

·  видовременное единство глаголов;

·  наречия (во-первых, во-вторых, далее, затем, потом, сначала, следовательно, наконец, итак).

Синтаксические средства связи:

·  порядок слов;

·  вводные слова, словосочетания, предложения;

·  вопросительные предложения;

·  синтаксический параллелизм предложений и др.

9. Поскольку реферат — это жанр научной литературы, очень важно повторить с учащимися сведения о научном стиле речи, обратить внимание на такие его ведущие черты, как:

·  подчеркнутую, строгую логичность, проявляющуюся в том, что все предложения располагаются в строгой логической последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений; выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

·  точность, которая достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;

·  отвлеченность и обобщенность, достигаемые за счет преобладания абстрактной лексики над конкретной;

·  объективность, которая связана с научной достоверностью изложенных фактов, недопустимостью субъективизма и эмоциональности. В языковом плане это проявляется в том, что в научных текстах не принято использовать эмоционально-оценочную лексику, местоимение «я» и глаголы в 1-м лице единственного числа.

Старайтесь чаще употребляются предложения:

·  неопределенно-личные (считают, что...),

·  безличные (известно, что...),

·  определенно - личные (рассмотрим проблему).

10. Характерной чертой научного стиля, том числе и реферативных текстов, является наличие так называемых клише — особых лексико-синтаксических конструкций, речевых стереотипов, регулярно встречающихся в определенных повторяющихся ситуациях. Эти клише в силу их частой встречаемости обязательно нужно вводить в словарный запас учеников. Их ложно записывать в тетрадь по развитию речи.

Все речевые клише соотносятся с определенными смысловыми компонентами реферата, его структурными частями. Приведем их.

Тема.

· Реферат посвящен такому актуальному вопросу, как ...

· Реферат посвящен характеристике проблемы ...

· Реферат посвящен решению вопроса ...

· Реферат посвящен анализу литературы ...

· Темой реферата является ...

· В реферате рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?).

Проблема.

· В центре внимания автора находятся ...

· На первый план автором выдвигаются ...

· Главные усилия автора направлены на ...

· В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы), останавливается на (следующих проблемах) и т.д.

Актуальность темы, проблемы, которой посвящен реферат.

· Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как ...

· Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы (десятилетия).

· Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.).

· В современной науке особенную остроту приобретает тема (какая?)...

Характеристика первоисточников, используемых автором реферата.

· Автор привлекает к анализу следующие материалы ...

· Материалом исследования послужили...

· В основе реферата лежат материалы исследований ...

Описание основных подходов к решению проблемы.

· В настоящее время в науке нет единого мнения по поводу данной проблемы. Можно выделить несколько подходов к ее решению.

· Существует три (две) основных точки зрения на проблему. Первый подход раскрывается в работах (чьих?), второй подход прослеживается в трудах (кого?), третий подход лежит в основе работ (чьих?).

· В исследовании данной проблемы можно выделить несколько направлений, точек зрения.

Изложение сущности различных точек зрения.

· Первая точка зрения принадлежит (кому?) и заключается (в чем?). Вторая точка зрения представлена в работах (чьих?) и сводится (к чему?). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих?) и состоит (в чем?).

Выбор той или иной точки зрения. Выводы.

· Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?).

· Мы считаем, что наиболее убедительной является точка зрения (кого?).

· Из всего сказанного следует, что наиболее доказательным является мнение (чье?).

· В итоге можно прийти к выводу, (заключению) о том, что самой оригинальной (интересной, любопытной) является идея (концепция), выдвинутая (кем?).

· Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что ...

· На основе этих данных мы принимаем точку зрения (какую?).

· Можно сделать заключение, что ... эти языковые клише следует дать ученикам 9—11 классов для записи (в тетрадях по развитию речи) и предложить запомнить, поскольку они являются не только частью языковой оболочки текста, символом принадлежности к научному стилю, но и средством создания смыслового каркаса текста, обеспечения его связности и целостности.

 
«RU-CENTER — будущему»
Баннер
Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть
Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня53
mod_vvisit_counterВчера352
mod_vvisit_counterНа этой неделе1937
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе2498
mod_vvisit_counterВ этом месяце8945
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце12404
mod_vvisit_counterВсе дни535634

Сейчас на сайте гостей: 10
Сегодня: 24-09-2017 02:48
Баннер
для детей старше шести лет