Горячая линия

Телефоны «Горячих линий» по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях Осинниковского городского округа:
8 (38471) 5-13-57; 8 (38471)
4-58-56.

Главная Образовательные стандарты

Образовательные стандарты

Информация о ФГОС на сайте Минобрнауки РФ

Ознакомиться с Федеральными образовательными стандартами общего образования на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации

 

Ключевые термины ФГОС второго поколения

Разработаны Российской академией образования по  поручению Министерства образования и науки Российской Федерации.

БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПЛАН – нормативный документ, определяющий структуру содержания образования, соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (инвариантную и вариативную); определяющий максимально допустимую нагрузку при 5- и 6-дневной учебной неделе по классам, а также количество недельных часов для финансирования. См. ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО) ПЛАНА.

БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Безопасность образовательного учреждения охватывает широкий спектр направлений и позиций: охрана труда, радиационная безопасность, экологическая безопасность, взрывобезопасность, электротехническая безопасность, пожарная безопасность. Данные направления в различной степени коррелируют между собой и влияют друг на друга.

ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО) ПЛАНА – часть базисного учебного (образовательного) плана, обязательная для реализации в общеобразовательных учреждениях, представлена числом часов, отводимых на обеспечение индивидуальных потребностей и запросов обучающихся, в том числе этнокультурных, интересов образовательных учреждений, субъектов Российской Федерации. Наполнение конкретным содержанием данной части базисного (образовательного) плана находится в компетенции участников образовательного процесса.

ВНЕУРОЧНАЯ (ВНЕУЧЕБНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – см. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – наиболее общие характеристики индивидуальных и общественных потребностей в образовании, направленных на формирование системы ценностей и идеалов гражданского общества, формирование гражданской идентичности в подрастающем поколении (национальное единство и безопасность); подготовка поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества, экономики, основанной на знаниях (развитие человеческого капитала); фундаментальная общекультурная подготовка как база профессионального образования, прикладная и практическая ориентация общего образования.

ДУХОВНО-МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ – см. МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО) ПЛАНА – часть базисного учебного (образовательного) плана, определяющая структуру содержания образования, обязательного для реализации во всех общеобразовательных учреждениях; состав обязательных учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – потребности личности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); органичное вхождение личности в социальное окружение и плодотворное участие в жизни общества (социальная успешность); развитость у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ, – ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА – система широкого доступа каждого субъекта (учителя, ученика, родителя) образовательного процесса к информационно-методическим фондам и базам данных, сетевым источникам информации, по содержанию соответствующим полному перечню учебных предметов, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем видам деятельности, а также наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ – комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных услуг, предоставляемых населению (различного возраста, пола, физического и психического состояния) системой начального, общего, профессионального и дополнительного образования в соответствии с интересами личности, общества и государства. Качественное образование должно давать возможность каждому индивиду продолжить образование в соответствии с его интересами.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ – умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности. Различают образовательную, общекультурную, социально-трудовую, информационную, коммуникативную компетенции в сфере личностного самоопределения и др.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННАЯ – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ – способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ – способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях. В зависимости от содержания образования (учебных предметов и образовательных областей) различают ключевые – метапредметные, общепредметные и предметные компетенции.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ – совокупность знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих владение языком культуры, способами познания мира, способностью ориентироваться в пространстве культуры.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ – способности и умения эффективно действовать в рамках своей профессии и квалификации. Оценка профессиональной компетенции проводится многими фирмами по специально разработанным программам. С этой целью применяются биографический метод, интервью, тестирование, групповые методы оценки персонала, психодиагностические методики.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ – способности и умения, обеспечивающие человеку возможность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами и средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.

КОМПЕТЕНЦИЯ – 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов; 2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКА – совокупность личностных и профессиональных характеристик, обеспечивающих преимущества данного выпускника с точки зрения его успешной социализации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ – показатели и признаки, на основании которых оценивается качество общего образования: адекватность отражения потребности личности, общества и государства в общем образовании в основополагающей системе требований стандарта; условия реализации общеобразовательных программ начального, основного (неполного среднего) и среднего (полного) общего образования и их соответствие требованиям стандарта; ресурсное обеспечение образовательного процесса (в том числе его кадровое обеспечение) и их соответствие требованиям стандарта; реализуемые в образовательном процессе и достигаемые учащимися результаты освоения основных общеобразовательных программ и их соответствие планируемым результатам как на уровне требований стандарта, так и на уровне его ресурсного обеспечения.

КРИТЕРИАЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ СТАНДАРТОВ – требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом, позволяющие регулировать развитие системы образования на основе разработанных федеральных государственных образовательных стандартов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (УСЛОВИЯ) ПОЛУЧЕНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды).

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – научно обоснованные нормы и требования системы здравоохранения к организации образовательного процесса, разработанные с учетом состояния здоровья учащихся, норм учебной нагрузки, характера учебных предметов и видов деятельности, используемых при обучении, требований к оформлению и изданию книг, учебников и учебных пособий, соблюдения личной гигиены, практических средств сохранения и укрепления здоровья учащихся; к участку и зданию общеобразовательных учреждений, их оборудованию и оснащению, световому и микроклиматическому режиму; к учебной мебели, техническим средствам обучения, школьным ранцам, сменной обуви; к организации питания учащихся начальных классов и медицинскому обеспечению.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ – освоение системы общечеловеческих ценностей и системы ценностей народов России, связанных общей исторической судьбой.

НАЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ – создание условий для эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образования: выступать инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования; выступать фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества – с другой; быть одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО – высокая степень самоидентификации граждан одной страны с существующей системой ценностей и идеалов.

НОРМАТИВНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ – интегральное описание совокупности ресурсов, необходимых для реализации основных образовательных программ, структурируемое по сферам ресурсного обеспечения общего образования. К ним относятся: гигиенические требования; кадровое обеспечение; финансово-экономическое обеспечение; материально-техническое и учебно-материальное обеспечение.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – см. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗАПРОСЫ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ) – запросы, интегрирующие потребности личности и семьи до уровня социальных потребностей. К их числу относятся: следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений (безопасный и здоровый образ жизни); осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор (свобода и ответственность); освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей (социальная справедливость); активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики (благосостояние).

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ – выявленные и согласованные социально-образовательные требования, предъявляемые к образованию семьей, обществом и государством, выражающие солидарную ответственность за результаты образования.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ – важнейший механизм реализации основной миссии образования – формирования российской идентичности как важнейшего условия развития гражданского общества, укрепления российской государственности, социокультурной модернизации страны, представленной в виде конвенциональной нормы, общественным договором между семьей, обществом и государством в области образования.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СТАНДАРТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ –функции, направленные на обеспечение права на полноценное образование посредством Стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования; на обеспечение единства образовательного пространства страны за счет перехода к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования; на обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; критериально-оценочная функция, проистекающая из понимания сущности Стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты Стандарта несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом; функция повышения объективности оценивания на основе критериально ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых Стандартом.

ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – сроки и условия введения стандартов в массовую практику общеобразовательных учреждений, определяемые постановлением Правительства Российской Федерации, включающие требования к разработчикам: комплексно разрабатывать пакет нормативов и рекомендательных документов, обеспечивающих исполнение стандартов; обязательно предоставлять всю информацию о ходе, порядке и процедурах разработки стандартов, отчеты и доклады о вносимых изменениях, а также иные сведения, связанные с разработкой, утверждением и введением стандартов общего образования; обязательно предоставлять возможность представителям общественности и средствам массовой информации участвовать в процедурах рассмотрения и принятия решений по проектам стандартов общего образования, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия как внутри законодательных органов государственной власти, так и между законодательным и исполнительным органами государственной власти либо между государственными органами власти и органами местного самоуправления, общественными организациями (объединениями), иными объединениями юридических лиц (ассоциаций и союзов); обязательно проводить научно-педагогическую, общественную и правовую экспертизу проектов стандартов общего образования с целью обеспечения методологического единства всех разрабатываемых документов; научной и правовой обоснованности предлагаемых решений, ориентирования их на использование новейших достижений науки, техники и технологии; национальной, экологической, технологической и общественной безопасности и экономической целесообразности решений, связанных с выполнением стандартов общего образования и использованием научных и научно-технологических результатов в практической образовательной деятельности; защиты прав интеллектуальной собственности на результаты научно-педагогической деятельности и авторских прав.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета.

ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ – программы, имеющие ориентирующий характер, включающие пояснительную записку, в которой определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания; содержание образования, включающее перечень изучаемого материала; примерное тематическое планирование с определением основных видов деятельности школьников; планируемые результаты освоения предметных программ; рекомендации по материально-техническому оснащению учебного процесса.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ – перечень системы требований и организационных мероприятий, направленных на воспитание, обучение и развитие учащихся; на формирование в рамках управления региональными образовательными системами и образовательными учреждениями практики планирования, организации и контроля качества двух взаимосвязанных процессов: социальной адаптации образовательных учреждений (уточнение целей и особенностей воспитательной работы, ориентированных на специфику контингента учащихся и микросоциум); многоуровневой социально-личностной адаптации учащихся, обеспечивающей интеграцию знаний и опыта, ценностей и смыслов, индивидуальной культуры и культурной нормы.

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ – программа, призванная регулировать различные аспекты освоения метапредметных умений, т. е. способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Содержит описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования; описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования; описание связи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

РЕЗУЛЬТАТЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, – ценностные ориентации выпускника, отражающие его индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.); характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.); индивидуальные психологические характеристики личности.

РЕЗУЛЬТАТЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ В РАМКАХ КОНТРОЛЯ УСПЕШНОСТИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, – способность к решению учебно-практических задач на основании: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебно-познавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности; коммуникативных и информационных умений; умения оценивать объекты окружающей действительности с определенных позиций.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ – система и состав инструментария, включающие описание объекта и содержание оценки (требования, структурированные в соответствии с используемой таксономией); критерии и процедуры оценивания; формы представления результатов; условия и границы применения.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ – подход к построению стандартов второго поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ – требования общества, интегрирующие потребности личности и семьи в области общего образования, сформировать у обучающихся умения вести безопасный и здоровый образ жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений; активную жизненную позицию, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное и общественное благополучие в условиях рыночной экономики; идеалы равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей; осознание нравственного смысла свободы и ее неразрывной связи с ответственностью, развитое правосознание, умение делать осознанный и ответственный личностный выбор.

СТАТУС И МЕСТО СТАНДАРТА В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ДОКУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ – государственная норма, важнейший нормативно-правовой акт, устанавливающий от имени Российской Федерации определенную совокупность требований, регулирующих деятельность системы общего образования, на основе (с учетом) которой производится разработка: примерных (базисных) образовательных планов и программ; системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах; положения о рекламации на качество образования и (или) несоответствие качества образования установленным требованиям; экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы; системы аттестации педагогических работников; контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования; подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.

СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ – комплект указаний, программ и требований, из которых состоит структура образовательных программ: состав программ, рамочное описание базовых компонентов образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, в том числе к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. См. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

ТРЕБОВАНИЯ К КАДРОВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ, НЕОБХОДИМОМУ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, – система нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных общеобразовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования: укомплектованность кадрами, соответствующими профилю преподаваемой дисциплины и необходимой квалификации, способными к инновационной профессиональной деятельности, обладающими необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию. См. ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ – описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, общественными и государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Требования являются инвариантными и обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они могут быть дополнены требованиями субъектов Российской Федерации, образовательных учреждений, учителей в целях более полного отражения потребностей региона, специфики образовательной программы образовательного учреждения, специфики контингента обучающихся. Требования задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования, характеризуют планируемые результаты, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими программы основного общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы, являются составной частью примерных учебных программ по предметам, программ развития универсальных учебных действий учащихся, программ воспитания и социализации учащихся.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ – система норм, регламентирующих содержание и организацию образовательного процесса, обеспечивающего достижение планируемых результатов общего образования.

Основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования направлены на решение задач формирования общей культуры, адаптации личности к жизни в глобальном обществе, на создание основы для саморазвития и самосовершенствования обучающихся, осознанного выбора направлений продолжения образования и профессиональной деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ – интегральное описание совокупности кадровых, финансовых, материально-технических, гигиенических и др. сфер ресурсного обеспечения общего образования, необходимых для реализации основных образовательных программ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ – в соответствии с Федеральным законом №309-ФЗ от 5 декабря 2007 года «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ЯДРО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – нормативный документ, в котором в обобщенном виде описаны универсальные учебные виды деятельности личностного, регулятивного, познавательного, коммуникативного характера, формирование и развитие которых осуществляется в ходе образовательного процесса. Фундаментальное ядро содержания фиксирует основополагающие элементы научного знания, в том числе ценностно-мировоззренческие, предназначенные для обязательного изучения в образовательных учреждениях общего образования: ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, события, явления и т. п.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ, – основные достижения и способности, полученные выпускниками в результате обучения в общеобразовательной школе – способности к решению учебно-практических задач в рамках содержания отдельных учебных предметов: системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; учебно-познавательные, исследовательские, коммуникативные и информационные навыки и умения; практические и обобщенные способы деятельности. См. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫПУСКНИКА, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ ОЦЕНКЕ В ХОДЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.

ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ – система требований к результатам общего образования, его содержанию и условиям его осуществления на всей территории Российской Федерации, являющаяся механизмом реализации конституционного права каждого ребенка на получение общего образования, так и ответственности всех субъектов национальной образовательной системы за соблюдение этого права.

(Оригинал)

 

ФГОС НОО

Приказы по ФГОС НОО в МБОУ "СОШ №31"

Приказ "О реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования в 2014-2015 учебном году"

Приказ "Об утверждении ООП ООО и локальных актов"

Приказ "О реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в 2013-2014 учебном году"

 

Положения по ФГОС НОО в МБОУ "СОШ №31"

Положение о портфолио индивидуальных достижений учащихся

Положение об организации внеурочной деятельности

Положение о рабочей программе внеурочной деятельности в МБОУ "СОШ №31"

 

Расписание внеурочной деятельности в 1-4-х классах

3

4

 

 Основная образовательная программа начального общего образования

 

Мониторинг введения ФГОС начального образования в МБОУ "СОШ №31"

Наименование показателя

Данные общеобразовательного учреждения

   

Примечания по заполнению

1

2

3

1

Общие сведения

 

1.1.

Является ли образовательное учреждение пилотной школой по введению ФГОС НОО (согласно приказу ДОиН)

нет

1.2.

Количество учащихся, обучающихся в первых классах

134

1.3.

Количество первых классов

5

1.4.

Количество учителей, преподающих в первых классах русский язык, литературное чтение, математику и окружающий мир

5

1.5.

Количество сотрудников административно-управленческого персонала, курирующих вопросы введения  ФГОС НОО

1

2.

Организация внеурочной деятельности

 

2.1.

Направления реализации программ внеурочной деятельности:

 

 

спортивно- оздоровительное

3

 

духовно - нравственное

1

 

социальное

2

 

общеинтеллектуальное

4

 

общекультурное

1

2.2.

Количество часов в плане внеурочных занятий

10/50

2.3.

Внеурочные занятия проводятся только на базе ОУ

нет

2.4.

Внеурочные занятия проводятся как в ОУ, так и на базе  УДОД и др. объектов социальной сферы

да

2.5.

Количество часов внеурочных занятий, которые протарифицированы учителям начальных классов ОУ

5чел./25 часов

2.6.

Количество часов внеурочных занятий, которые протарифицированы учителям - предметникам ОУ (общее по всем первым классам)

6чел./25 часов

2.7.

Количество часов внеурочных занятий, которые переданы в аутсорсинг, по гражданско-правовому договору и т.д. (общее по всем первым классам)

0

 

Количество педагогических работников и других специалистов (вне штата школы), задействованных в организации внеурочной деятельности

0

2.8.

Среднее количество часов внеурочных занятий, посещаемых обучающимся первого класса

8 часов

2.9.

Программы внеурочной деятельности реализуются

 

 

ежедневно

0

 

2-3 раза в неделю

0

 

1 раз в две недели

2

 

1 раз в неделю

9

 

1 раз в месяц

0

 

по субботам

0

 

на каникулах

0

2.10

Работа групп продленного дня для обучающихся первых классов

Нет

2.11

Количество обучающихся первых классов, не посещающих занятия внеурочной деятельностью

обучающихся, которые совсем не посещают занятия ВД нет, но есть дети, выборочно посещающие занятия ВД по причине самостоятельного посещения УДОД

 

 

- по причине самостоятельного посещения УДОД и др. объектов социальной сферы (музыкальная, худоэественная, спотривные школы и т.д.)

0

 

- по причине отказа родителей (законных представителей)

0

 

- по состоянию здоровья обучающегося

0

3.

Методическое обеспечение введения ФГОС НОО

 

3.1.

Учебно-методические комплексы, реализуемые в первых классах:

 

 

УМК образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова,

0

 

УМК образовательной системы Л.В. Занкова

0

 

УМК "Гармония"

0

 

УМК "Классическая начальная школа"

0

 

УМК "Начальная школа XXI века"

2

 

УМК "Перспектива"

0

 

УМК "Перспективная начальная школа"

0

 

УМК "Планета знаний"

0

 

УМК "Школа 2100"

3

 

УМК "Школа России"

0

3.2.

Образовательное учреждение использует современные формы представления детских результатов, в том числе:

 

 

- портфолио

Да

 

- защиту творческих, проектных и исследовательских работ

Да

3.3

Учителя начальных классов используют на уроках и во внеурочной деятельности современные образовательные технологии:

 

 

-проблемно-диалогического обучения

Да

 

-оценивания образовательных достижений обучающихся

Да

 

-продуктивного чтения

Нет

 

-информационно-коммуникационная

Да

 

-технология развития критического мышления

Да

 

-технология природосообразного развития

Да

4.

Материально-техническое обеспечение ФГОС НОО

 

4.1.

Образовательное учреждение имеет современную библиотеку, то есть:

 

 

- с читальным залом с числом рабочих мест не менее 25

Нет

 

- с обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах библиотеки или использования переносных компьютеров

Нет

 

- имеется медиатека

Да

4.2.

Для проведения уроков физической культуры в начальной школе имеется отдельное оборудованное помещение

Да

5.

Информационное обеспечение введения ФГОС НОО

 

5.1.

В образовательном учреждении обеспечен свободный доступ педагогов и детей к ресурсам сети Интернет

Да

5.2.

Классные журналы в начальной школе ведутся в электронной форме

частично(2-4 классы)

5.3.

Ведение дневников в начальной школе осуществляется в электронной форме

частично(3-4 классы)

5.4.

Образовательное учреждение использует собственный сайт или другие Интернет-ресурсы для публикации и размещения детских образовательных продуктов

Да

5.5.

Родители младших школьников получают информацию по реализации требований ФГОС НОО в первых классах:

 

 

-на родительских собраниях;

Да

 

-на сайте ОУ;

Да

 

- являются непосредственными участниками в проведении занятий по внеурочной деятельности

привлекаются по мере необходимости

6.

Нормативное правовое обеспечение введения ФГОС НОО

 

6.1.

Основная образовательная программа разработана на первую ступень обучения

Да

 

Основная образовательная программа разработана только на 1-ые классы

только на 1 классы разработаны рабочие программы по предметам

6.2.

Разработана и утверждена программа коррекционной работы

Да

6.3.

Разработана и утверждена программа работы с одаренными оюучающимися

нет

6.4.

Внесены изменения в устав ОУ в связи с введением ФГОС НОО

Да

6.5.

Разработано положение об организации внеурочной деятельности  в ОУ

Да

6.6.

В положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации внесены изменения в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования:

Да

 

- предметных

 

 

- метапредметных

 

 

- личностных

 

6.7.

Внесены изменения в должностные инструкции:

 

 

- учителя начальных классов

Да

 

- заместителя по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО

Да

 

- других педагогических работников

нет

7.

Общие сведения о повышении квалификации административных и педагогических работников учреждения

 

 

7.1.

Общее количество учителей, прошедших повышение квалификации для работы по новому ФГОС НОО, в том числе:

10

 

- учителей первых классов

4

 

- учителей вторых классов

2

 

- учителей третьих классов

1

 

- учителей четвертых классов

3

7.2.

Количество учителей, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС НОО по персонифицированной модели

0

7.3.

Общее количество представителей административно-управленческого персонала, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС НОО

1

 

- в том числе по персонифицированной модели

0

 

ФГОС ООО

Положения по ФГОС ООО МБОУ "СОШ №31"

Положение о портфолио индивидуальных достижений учащихся

Положение об организации внеурочной деятельности

Положение о рабочей программе внеурочной деятельности в МБОУ "СОШ №31"

Положение о рабочей группе по введению ФГОС ООО

Положение о рабочей программе в рамках реализации ФГОС ООО


Приказы по ФГОС ООО в МБОУ "СОШ №31"

Приказ "О реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, основного общего образования в 2014-2015 учебном году"

Приказ "О проведении мониторинга реализации ФГОС ООО в 2014-2015 учебном году"

Приказ "Об утверждении ООП ООО и локальных актов"

Приказ "О внесении изменений в план-график введения ФГОС ООО"

Приказ "О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в образовательном учреждении в 2013-2014 учебном году"

Приказ "О реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в 2013-2014 учебном году"

Приказ "Об утверждении плана-графика введения ФГОС ООО"

Приказ "О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС ООО"

Приложение к приказу "О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС ООО"

Приказ "О мониторинге введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в 2012-2013 учебном году"

 

Приказ управления образования по базовым экспериментальным площадкам по введению ФГОС ООО

 

Мониторинг самооценки готовности к ФГОС ООО


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Обновлено (29.01.2018 18:02)

 
«RU-CENTER — будущему»
Баннер

Траектория Успеха - Образовательная Интернет сеть

Счетчик посещений

mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня89
mod_vvisit_counterВчера213
mod_vvisit_counterНа этой неделе662
mod_vvisit_counterНа прошлой неделе1214
mod_vvisit_counterВ этом месяце4030
mod_vvisit_counterВ прошлом месяце7798
mod_vvisit_counterВсе дни701183

Сейчас на сайте гостей: 3
Сегодня: 19-07-2018 13:06
Баннер
для детей старше шести лет